Приёмы вызывания речи
Если вы тревожитесь, что ребёнок всё молчит, то стоит задуматься о том , как же его разговорить побыстрее.
Замечу, что в норме дети к 1,5 годам должны в активном словаре иметь около 10 слов. Это могут быть звукоподражания, или контуры слов, сохраняющие ударные слоги, например, кот –КО, собака – БАКА. Исследователями развития детской речи выявлено, что в год и три месяца минимальный словарь ребенка — всего 4 слова, а максимальный — 232(!). При этом все дети совершенно нормально развивались, и среди них не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.
Конечно же, чтобы ребёнок заговорил, нужно как можно больше с ним общаться, оречевлять все режимные моменты, повторять слова по несколько раз, задавая ребёнку вопросы и сразу следом отвечая на них. Но самым важным в возникновении первых слов является создание положительной мотивации, ситуации эмоционального радостного подъёма во время различных игр с предметами.
В этой статье предлагаю некоторые приёмы вызывания речи, первых простых слов или звукоподражаний. Все эти слова должны обязательно появиться в процессе насыщенной радостными эмоциями совместной игры.
1.Взять детскую электротвёртку (или тот же карандаш) и проделывать дырки в бумаге, при этом взрослый держит натянутую бумагу, а ребёнок держит отвёртку. Как только бумага прорывается, говорим «Дыра» или «Оп»
2. Играем с обрывками бумаги, как со снегом, подбрасывая его вверх и радостно выкрикивая: «Снег, ура!»
3. Бумагу покрасить в разные цвета, и подбрасывать, говоря: «Салют!»
4. Строить высокую башню кубик за кубиком. Когда башня падает, выкрикнуть: «Бах»
5. Играть в игры типа «По кочкам, по кочкам», «Ехал пан, ехал пан», «Киса, киса, брысь под лавку»
И в заключении приведу удачный пример вызывания речи, придуманный одной мамой ( с сайта http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_04x.shtml).
Лёше было около 2,5 лет, он имел общую задержку психомоторного развития и упорно отказывался говорить. Изобретательная мама придумала такой вариант любимой игры сына. Она записала на магнитофон названия разных предметов и игрушек и изобразила перед Лешей действие, когда спрятанный предмет появляется только тогда, когда громко названо его имя. Получилось что-то типа "сезам - откройся!". Леша с восторгом принял новую игру и, узнавая знакомые названия, радостно хлопал в ладоши еще до нахождения предметов, предвкушая их появление. А потом магнитофон "сломался". Мама и Леша тяжело переживали это событие, потому что игрушки, увы, появляться перестали. Два дня Леша сумрачно страдал, а на третий, с ненавистью глядя на замолчавший магнитофон, коряво выкрикнул: "Мяч!" - и мяч, как вы сами понимаете, тут же появился. Мама шумно ликовала. Леша поднапрягся и к вечеру сказал: "Кука!" - и облезлая, еще времен Лешиной мамы, кукла сразу же возникла из небытия. Процесс пошел. Спустя два месяца Леша имел уже вполне приличный запас слов и пытался строить простые, двухсловные предложения. Овладение речью, в свою очередь, существенно стимулировало общее психомоторное развитие мальчика.
Не уставайте придумывать, играя вместе с ребёнком. Удачи!
Похожая по теме статья "Об активизации звукоподражательной речи"