Критерии психолого-педагогической диагностики

Часто на психолого-педагогических комиссиях логопеду приходится сталкиваться с проблемными детьми, имеющими не толко речевые нарушения, но и задержку психофизического развития или умственную отсталось. Чтобы отграничить речевых детей от детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо помнить о критериях психолого-педагогической диагностики. Я привожу их, опираясь на материал лекции профессора кафедры олигофренопедагогики МПГУ, Забрамной Софьи Давыдовны.

Итак, каковы критерии оценки интеллектуального развития ребёнка, испытывающего те или иные проблемы в процессе начального школьного обучения или же ребёнка-дошкольника, в чьей готовности к школе у взрослых возникают сомнения.

1. Эмоциональная реакция ребёнка на сам факт обследования: напряжён или нет, ведёт себя очень свободно, лезет обниматься или плачет, кричит ещё за дверью;
При волнении, боязни, но подчинении поведение адекватное. Опосредованно это говорит об интеллекте.
Фамильярное поведение может показать человека с низким интеллектом.
При нежелании ребёнка вступать в контакт выводы делать рано, просто зафиксировать это для себя. Может быть, он боится разлуки с матерью, может быть, думает, что идёт на неприятную процедуру. Если эта реакция сильна и часто повторяется, нужно посоветовать проконсультироваться у психиатра.

2. Понимание инструкции и цели задания.
Можно в начале, не поворачивая головы, сказать: «Закрой дверь». Если не понял, то дать инструкцию с показом рукой. Если и это не помогло, то даётся наглядно-действенная инструкция (сделать самому вместе с ребёнком).

3. Характер деятельности.
Тут смотрим несколько показателей: целенаправленность, навык самоконтроля, степень использования помощи (мимика, жест, замечание «внимательней», либо организующие меры помощи), наличие и стойкость интереса к заданию, характер волевых усилий.
Дается задание «Посторой заборчик из красных (К) и белых (Б) палочек». Сначала строим последовательность КБКБКБ, затем КББКББКББ


КБКБКБ
Нормальные дети с 4 лет выполнят это задание самостоятельно.
Умственно-отсталые дети 5,5 - 6 лет, если с ними работают в детском саду, тоже понимают это задание, но им необходима помощь, дополнительная инструкция)
Дети с глубокой умственной отсталостью (имбецилы) способны справиться с этим заданием к 9-10 годам, но при постоянной помощи.

КББКББ
Нормальные дети с 5 лет справляются с этим заданием сами, но некоторые могут соскальзывать на предыдущее задание, это говорит о недоразвитии произвольной деятельности, навыков самоконтроля.
Умственно-отсталые дети (дебилы) не могут самостоятельно в 7 лет выполнить это задание, нужна постоянная направляющая помощь.
Имбецилам это задание не предлагают.


При отграничении задержки психического развития (ЗПР) от нормы даётся сочетание двух заданий: КБКББКБКББ.

Нормальный ребёнок в 7-9 лет выполняет его самостоятельно. Это говорит о сформированной произвольной деятельности и готовности к школьному обучению
Дети с ЗПР испытывают большие трудности и , как правило, его не выполняют, так как теряют в процессе работы контроль.

Также педагог смотрит на:

4. Наличие и стойкость интереса к заданию.

5. Характер волевых усилий. Даёт ли ребёнок волевое напряжение, если работа уже надоела, закончит ли он работу.

6. Способность переноса способа действия на аналогичное задание.

Этот критери можно наглядно проследит ь с помощью методики обучающего эксперимента (по Ивановой).
Суть методики: имеется 24 карты с разными цветными геометрическими фигурами (круг, квадрат, овал, треугольник в 6 цветовых вариациях). Ребёнку предлагается продолжить раскладывание карточек по форме фигур, ребёнок раскладывает таким образом 24 карты.
Затем педагог начинет раскладывать карты по цвету фигур , предлагая продолжить то же самое ребёнку, и обращает внимание на его реакцию, насколько быстро тот перестроился на новый признак.
Потом предлагаются другие фигурки, например, карточки со звёздочками, сердечками, цветочками, мишками.
Нормальный ребёнок может уже без инструкции всё сделать сам.

7. Оценка своей работы, критичность.
Ребёнок с умственной отсталостью на вопрос «Ты всё сделал хорошо?» отвечает с улыбкой, не понимая - «Да, всё хорошо».
Ребёнок с ЗПР может и не ответить, но молчит с огорчённым лицом. То есть, чем выше интелект, тем выраженнее реакция.