Алалия или задержка речевого развития?
1. Алалия - органический дефект, и есть достаточно серьёзные причины для её возникновения, будь то осложнённая беременность, тяжёлые роды или инфекционные заболевания в первый год жизни с высокой гипертермией, например, при ОРВИ, гриппе, реакция на прививку. Поэтому смотрите, было ли что-то у вас...
2. Органический дефект поражает не столько речевые зоны, сколько проводящие пути между зонами, нарушается миелинезация нервных волокон и импульс просто не доходит в нужную зону и не формируется там. Соответственно, у каждого алалика разный уровень повреждения проводящих путей и разные механизмы компенсации.
3. У алаликов очень стойкие нарушения слоговой структуры слова, ребенок с ЗРР хоть медленно, но повторит-сохранит слоговую структуру слова, не важно, что произношение нарушено, главное, что слово из 3-4 слогов в его исполнении тоже будет содержать 3-4 слога
4. У алаликов очень стойкие нарушения актуализации слов, словарь накапливается крайне медленно и простой вопрос «Что это?» может их привести в ступор. Например, один алалик 4 лет долго вспоминал, как называются валенки и назвал их сапогами, хотя до этого он их уже несколько раз надевал, с мамой проговаривали, поэтому очень часто алалик, не вспомнив нужного слова, заменяет его близким по смыслу, благо интеллектуальное развитие нормальное. Очень плохая вербальная память (память на слова) - это тоже про алалика.
5. У алаликов очень стойкие аграмматизмы. Наблюдайте, как ваш ребёнок будет пользоваться предлогами, если не алалик, то после 2-3 показов с речевым сопровождением будет сам говорить, что мячик находится в коробке или под столом или на столе; понаблюдайте, будет ли он сразу схватвывать способ образования тех или иных слов. Если ему будет достаточно 2-3 раза показать, как образовываются, например, относительные прилагательные, и он потом будет уже сам использовать слова «стеклянный, деревянный, каменный» и образовывать новые по аналогии, то это не алалия. Ещё очень показательным будет тест на понимание грамматической нелепицы. Как-нибудь спросите малыша, что тут произошло и прочитайте ему фразу: «Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячет бокрёнка» Пусть он нарисует с вашей помощью картинку к этой истории, комментируя, кто такая куздра, кто такие бокр и бокрёнок.
6. Ну и самый последний этап языкового развития – умение построить фразу и связное высказывание. Алалики очень долго, вплоть до школы и дальше, не могут сами связно пересказать историю, составить рассказ по сюжетным картинкам.
В заключение приведу разграничение алалии и ЗРР из пособия Ковшикова В.А. «Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных»:
«Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная», «простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения в онтогенезе инвентаря языковых единиц и правил их функционирования. При этом производство языковых операций соответствует закономерностям более ранних этапов нормального усвоения языка.
Иначе говоря, экспрессивная алалия характеризуется двумя основными признаками — (1) отставанием в сроках усвоения языка и (2) патологическим его усвоением (последний признак главный для алалии), тогда как задержка языкового развития характеризуется одним основным признаком — отставанием в сроках усвоения языка.
Например, дети, нормально усваивающие язык, и дети с задержкой его усвоения будут совершать замены окончаний существительных только внутри значений определенного падежа, что соответствует закономерностям нормального онтогенеза, тогда как дети с алалией наряду с такими заменами будут совершать замены окончаний одного падежа на окончания другого, что не соответствует закономерностям нормального»
Если хотите подробнее погрузиться в вопросы диагностики моторной алалии, то также рекомендую книгу Ковшикова "Методы преодоления моторной алалии".