Что включает в себя логопедическое занятие
Логопедическое занятие длится 15-40 минут (в зависимости от возраста и возможностей ребёнка) и включает в себя следующие этапы:
1. Артикуляционная гимнастика и /или лоогопедический массаж.
Сначала с ребёнком разучивается общий комплекс упражнений, направленный на развитие движений каждого из органов артикуляции. Ребёнок привыкает к последовательности упражнений, к систематичности занятий. По ходу овладения дифференцированными движениями можно оставить из комплекса 5-6 упражнений, строго направленных на выработку нужного звука.
2. Дыхательная гимнастика.
Очень важно не игнорировать упражнения, способствующие выработке правильного дыхания: вдох через нос, выдох через рот. Чёткое произношение напрямую зависит от поставленного дыхания, поэтому важно научить детей вдыхать через носик, надувая при этом живот, и выдыхать через рот, мышцы диафрагмы и живота сами при этом сжимаются. Научившись дышать беззвучно, можно переходить к произнесению тренировочных звуков. Сначала это могут быть цепочки гласных: И-Э-А-О-У-Ы (не обязательно сразу повторять весь ряд, можно наращивать количество звуков и слогов постепенно), потом слоги: МИ-МЭ-МА-МО-МУ-МЫ, потом можно перейти к цепочке слов, сказанных на одном дыхании, например, перечисляя дни недели или месяцы.
Замечу, что звук Р невозможен без сильной воздушной струи, идущей через рот. И тем сильнее она будет, чем правильней будет носовой вдох. Поэтому, ставя звук Р, некоторое время уделяем носо-ротовому вдоху-выдоху. Сначала ребёнок лежит и спокойно дышит, держа руку на животе и надувая и сдувая его, как шарик, потом внимание переводим на воздушную струю, пробивающуюся через поднятый чашечкой к твёрдому нёбу язык, и только после такой подготовительной работы можно применять различные способы постановки звука Р.
3. Постановка звука, переходящая в его автоматизацию.
Отталкиваемся от правильного положения органов артикуляции при произнесении того или иного звука и применяем необходимые в конкретном случае приёмы постановки звука.
Автоматизация каждого звука очень индивидуальна: кто-то быстрее осваивает закрытые слоги, кто-то - открытые, кто-то долго топчется на слогах, а кто-то сразу закрепляет правильно поставленный звук в связной речи.
4. Игры на развитие слухового и фонематического восприятия.
Слуховое восприятие – это умение различать звуки окружающей действительности: звуки природы, бытовые шумы, звуки, издаваемые музыкальными инструментами, голоса разных людей, их интонации и т.п.
Фонематическое восприятие - умение различать звуки человеческой речи. В каждом языке этот набор звуков свой., поэтому так сложно порой запоминать произношение чужого языка, так как наш мозг уже настроен на наши родные фонемы.
И те и другие звуки нужно учиться различать по их основным акустическим характеристикам: силе, высоте (тембру), темпу, ритму.
5. В зависимости от потребностей ребёнка, в занятие можно включать:
- игры на развитие восприятия цвета, формы, величины предмета, развитие тактильных ощущений;
- игры-задания на развитие зрительного и слухового внимания;
- игры задания на развитие логического мышления.
В следующих статьях я постараюсь разместить более подробную информацию по каждому этапу логопедического занятия.