Развитие эмоционального общения с помощью потешек и массажа

Потребность слышать человеческую речь – врождённая потребность ребёнка. И отделы мозга, отвечающие за восприятие речи, не будут развиваться, если ребёнок не будет постоянно слышать звуки человеческой речи. Нейроны, связи между отделами коры головного мозга просто напросто остануться в зачаточном состоянии, поэтому ребёнок-маугли будет обречён на молчание и отставание в психическом развитии.

На 3-м месяце, постоянно слыша голос матери и родственников, малыш начинает гулить. Это период тактильно-эмоционального общения со взрослым, который продолжается весь первый год жизни малыша. И чем насыщенней положительными эмоциями будет этот период, тем активнее будет развиваться речь вашего малыша. Также в этот период очень важно развивать тактильные ощущения с помощью массажа и гимнастики.

В этой статье я хочу поделиться с родителями различными потешками, которые произносятся одновременно с выполнением массажа и гимнастики и служат развитию эмоционального общения со взрослым в период от рождения до 1 года.

Массаж лица «Римбимбуля» (выполняется синхронно подушечками пальцев обеих рук 2-3 раза)

Густой лес, (гладим корни волос на границе со лбом движением вверх к голове)
Чисто поле, (круговые движения по лбу)
Две тополи, (разглаживаем бровки)
Два оконца, («рисуем» глазки)
Две подушки, (гладим по кругу щёчки)
Римбимбуля, (поглаживем переносицу)
Лепетуля, (проводим по губкам)
Точка.(нажимаем на бородку)


Массаж спинки (поглаживание)

На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

Массаж живота

Это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик. Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

И ещё:

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем животик)

Для малышей постарше (9-12 мес)

Снятие напряжение со спины
«ДОЖДЬ» (одновременное вызывание звукоподражаний)

Посмотрите, дождь полил и щеночка намочил.
(поглаживание по спине)
Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой.
(поколачивание пальчиками)
АВ АВ АВ

Посмотрите, дождь полил воробьишку намочил.
(растирание по кругу ладошками)
Он летит к себе домой весь до ниточки сырой.
(«бег пальчиками)
ЧИВ ЧИВ ЧИВ

Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил.
(разминание-легкое пощипывание)
Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой.
(ладошки «прыгают» по спине)
КВА КВА КВА

Ой, ой, ой! Дождь полил и утёнка намочил.
(вибрация - ладошки «боятся»)
Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой.
(«качаются» из стороны в сторону)
КРЯ, КРЯ, КРЯ

Ой, ой, ой! Дождь полил, медвежонка намочил.
( мишка не боится, поглаживание по спине)
Мишка топает домой весь до ниточки сырой.
(поглаживание по спине)
У, У, У

Массаж спинки «Медвежий, сельскохозяйственный».


Шееел медведь. Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине)...
Шла медведица... (топчемся меньшей площадью, кулаком, например).
Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине).
Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину).
Медведь сказал: "Моееее поле" (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине).
Медведица сказала: "Моеее поле" (повыше голосом и шаги помельче).
Медвежонок закричал "Мое" (тоненьким голоском, мелкимипрыжками).
Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз), разровняли (растираем ладонями) и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке).
Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине), солнышко согрело, и пшеница взошла...
Выросли большие и красивые колоски...
Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем).
Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке).
"Ура! Ура! Ура! (разными голосами) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!.." обрадовались медведи...
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу... Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами).
Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке).
А медведи смололи зерна пшеницы - получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек

Массаж пальцев рук с помощью колючего шарика «Су-джок».
«Ёжик»


Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Радостного общения вам!