Развитие слухового и фонематического восприятия

 В статье рассматриваются этапы формирования фонематического восприятия, рекомендуются материалы для занятий по его развитию.

Что такое слуховое и фонематическое восприятие?

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу.

Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например,  И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др. (ведь они достаточно похожи по артикуляционным и акустическим признакам).

 Как развивать фонематическое восприятие?

 Фонематическое восприятие развивается на базе общего слухового восприятия. Начиная с самого рождения ребёнка окружает множество звуков и он реагирует на них врождёнными рефлексами, далее, по мере развития  структур головного мозга, малыш учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а также остальных родственников, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также развивая своё восприятие звуков речи. Nаким образом, фонематическая восприятие и собственно речь не будет развиваться без ежедневного общения со взрослым. У малыша уже к 6 месяцам начинают созревать структуры головного мозга, отвечающие за различение звуков речи,  и их окончательное развитие произойдёт к 7-8 годам., когда ребёнок должен начать овладение грамотной письменной речью.

Несвоевременное развитие фонематического восприятия видно уже в 3-4 года, когда у ребёнка нарушено в произношении большое количество звуков. Он может заменять одни звуки другими, близкими по акустическим свойствам, может оглушать звонкие парные согласные звуки. Эти нарушения произношения могут сочетаться с трудностями артикуляции, с недостаточной иннервацией речевого апппарата. В дальнейшем при отсутствии своевременной логопедической помощи  у ребёнка возникнет большое количество ошибок на письме. Это будут пропуски букв и слогов, замены одних букв другими, неправильное написание окончаний  и т.п.

Далее я  привожу примерный план поэтапного развития слухового и фонематического воспрятия. 

Развитие восприятия неречевых и речевых звуков происходит параллельно, так же как и в жизни человек сталкивается с обилием звуков и постепенно учится их дифференцировать.

 

  1.  Развитие восприятия неречевых звуков

 

       2. Развитие восприятия речевых звуков, слов и речи

Для каждого этапа работы над формированием фонематического восприятия разработаны специальные игровые задания для группы детей , а также для индивидуальных занятий.

Если Вас заинтересовали эти занятия, то Вы можете оставить заявку, отправив мне письмо через форму сайта КОНТАКТЫ.

Для просмотра файлов в формате PDF вам потребуется Adobe Reader (скачать).