Развитие слухового и фонематического восприятия
В статье рассматриваются этапы формирования фонематического восприятия, рекомендуются материалы для занятий по его развитию.
Что такое слуховое и фонематическое восприятие?
Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу.
Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др. (ведь они достаточно похожи по артикуляционным и акустическим признакам).
Как развивать фонематическое восприятие?
Фонематическое восприятие развивается на базе общего слухового восприятия. Начиная с самого рождения ребёнка окружает множество звуков и он реагирует на них врождёнными рефлексами, далее, по мере развития структур головного мозга, малыш учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а также остальных родственников, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также развивая своё восприятие звуков речи. Nаким образом, фонематическая восприятие и собственно речь не будет развиваться без ежедневного общения со взрослым. У малыша уже к 6 месяцам начинают созревать структуры головного мозга, отвечающие за различение звуков речи, и их окончательное развитие произойдёт к 7-8 годам., когда ребёнок должен начать овладение грамотной письменной речью.
Несвоевременное развитие фонематического восприятия видно уже в 3-4 года, когда у ребёнка нарушено в произношении большое количество звуков. Он может заменять одни звуки другими, близкими по акустическим свойствам, может оглушать звонкие парные согласные звуки. Эти нарушения произношения могут сочетаться с трудностями артикуляции, с недостаточной иннервацией речевого апппарата. В дальнейшем при отсутствии своевременной логопедической помощи у ребёнка возникнет большое количество ошибок на письме. Это будут пропуски букв и слогов, замены одних букв другими, неправильное написание окончаний и т.п.
Далее я привожу примерный план поэтапного развития слухового и фонематического воспрятия.
Развитие восприятия неречевых и речевых звуков происходит параллельно, так же как и в жизни человек сталкивается с обилием звуков и постепенно учится их дифференцировать.
- Развитие восприятия неречевых звуков
- реакция на звук, определение направления звука;
- различение неречевых звуков;
- различение характеристик неречевых звуков (темп, высота, громкость, длительность, ритм
2. Развитие восприятия речевых звуков, слов и речи
- поиск источника звука;
- развитие навыка имитации разных звуков;
- различение тембра голоса, силы, темпа, высоты;
- развитие восприятия слоговой структуры слов;
- различение слов, близких по звуковому составу (игра "Похожие слова", файл PDF)
- различение гласных первого ряда;
- различение парных звонких и глухих согласных;
- различение согласных, близких по акустическим свойствам, таких как М и Н, К и Х, С и Ш, З и Ж, Ль и Й, Ть и Ч, Ц и С.
Для каждого этапа работы над формированием фонематического восприятия разработаны специальные игровые задания для группы детей , а также для индивидуальных занятий.
Если Вас заинтересовали эти занятия, то Вы можете оставить заявку, отправив мне письмо через форму сайта КОНТАКТЫ.
Для просмотра файлов в формате PDF вам потребуется Adobe Reader (скачать).