Занятия с Соней, 4,5 года (ОНР , 2 уровень)
Заключение районного ПМПК: ОНР 2, дизартрия.
Краткий анамнез: от 1 беременности, 1 срочных родов. По словам матери был токсикоз в 1-ой половине, роды прошли благополучно, закричала сразу, выписаны на 5 сутки.
Первые слова появились в 1,5 года, фраза к 3 годам.
Соня – очень благодарный ребёнок, спокойна, доброжелательна, любые занятия воспринимает с интересом, именно сейчас у неё начался период «а почему?», «а зачем?», поэтому часто приходится ей объяснять, что и для чего мы делаем. Очень радуется своим маленьким успехам. Вообщем, работать с ней – одно удовольствие.
Обследование в сентябре 2007. Соне 4,5 года.
Обследование арт. аппарата выявило трудности в удержании и переключении арт. поз, небольшую саливацию.
Мелкая моторика тоже слабо развита. Только-только начала самостоятельно есть, в нач. уч. года кормить её приходилось воспитателю.
Познавательное развитие: нет названий основных цветов радуги (соотнесение есть), счёт до 3. Геометрические формы: знает круг и квадрат (показывает их и называет).
«4-го лишнего» выделяет.
Звукопроизношение: грубое нарушение слоговой структуры.
Нестабильное отсутствие в речи заднеязычных К,Г (преимущественно в начале слова и если слово оканчивается на -Ка – ГА: «тиёва» -корова, «пубики» - кубики, «тот» - кот, «доубь» - голубь, «отьтя» -ложка); нестабильное отсутствие сонорного Н («ваёя» - ворона, «маия» - машина и малина, «вакои» - вагоны
Отсутствие ЛЬ (или замена на Й), С,З, Ш,Ж (или замена на Т,Д), Л,Р.
Оглушение согласных.
Обследование понимания грамматических форм слов:
1. Мн. И ед. число сущ +
2. Уменьшительно-ласкательные суффиксы +
3. Согласование прилагательного и существительного (где красный? Где красная?) +
4. Согласование галагола и сущ. В роде и числе (где упал? Где упала? Где поёт? Где поют?) +
5. Понимание падежных окончаний –
6. Понимание предлогов: только НА и В
Использование грамматических форм в активной речи:
1. С кем пришла в садик? – Мамой. (такой ответ характерен для относительно развитой фразовой речи и относительно развитого словоизменения, тогда как ответ «с мама» говорил бы о наиболее тяжёлом случае проявления аграмматизма) См. Жукова Н.С и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург, 1999, стр. 76
2. Правильное употребление флексий при согласовании прилагательного и существительного __-ЯЯ, -ИЙ), при согласовании глагола и сущ. В числе и роде ТОИТЬ, ТОЯТЬ)
3. Предлоги: «А стое» (на столе), «тяёбке» (в коробке)
Работать систематически начали с 15 октября 2007 года. 3 раза в неделю. Дома задания выполняют нерегулярно. Настоятельно рекомендовано оформление в логопедическую группу детского сада (В этом году не получилось).
Описания некоторых игр-занятий, речевые успехи Сони.
Грамматику начала отрабатывать по книге Жуковой Н.С и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург, 1999 Понимание грамматических форм начиная с 3 этапа обучения, в работе над активом придерживаюсь плана, расписанного в 4 этапе обучения.
Соня занималась с интересом.
-----------------
Артикуляционные упражнения вызывали затруднения. К тому же Соне не нравилось, когда я прикасалась к её губам, язычку палочкой, поэтому полноценного массажа не получалось.
Звук К поставился быстро по подражанию, приходилось постоянно обращать её внимание, что говорим не язычком, а горлышком, прикладывали руку к горлу. Поняла, что брать слова, в которых К и Т вместе, пока рано, поэтому речевой материал был достаточно ограниченным. Наравне со словами отрабатывали и слоги, но просто повторять было скучно, поэтому сочетали с каким-то видом ручной деятельности: или надевание яблочек на маленькое пластмассовое деревце, или кормление Пластмассового человечка с прорезью для рта ягодками-бусинами и т.п. И такие упражнения пришлось делать достаточно долго. Скажу, опережая, что К в словах, оканчивающихся на КА, почти закрепилось вот только-только в декабре-январе.
----------------
Цвета (основные 4) тоже стала уверенно называть в январе.
------------------
Особенно Соню заинтересовали игры из книги Лены Даниловой. Авторские задания учат ребёнка действовать с мелкими предметами – зёрнами, пуговицами, верёвочками.
В заданиях на зрительное внимание иногда допускала ошибки.
-------------
Соне понравилось отстукивать слова по полоскам. В двусложных ошибок почти не было. В трёхсложных часто сбивалась: МАШИ – 1 полоска, НА – другая и 3 оставалась не охваченной, поэтому приходилось управлять её рукой.
--------------
Глаголы в ед. и мн. числе отрабатывали с помощью большого количества картинок, вырезанных из различных журналов. Приклеивали эти картинки в Сонину тетрадь и повторяли. Главное, следила за правильным оформлением окончания.
---------------
Потешки для авт К,Г:
Кукушка кукует: ку-ку, ку-ку,
Голубь воркует: гу-гу, гу-гу,
Петух зорюет: ку-ка-ре-ку,
Филин кричит в ночи: угу-угу.
---------------
Наши курочки в окно:
-Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
А лошадка:
И-го-го, и-го-го.
А бабуля:
-О-хо-хо, о-хо-хо! (также с помощью этих звукоподражаний развивали фонематический слух: Кто так кричит:ко-ко-ко? Го-го-го? Хо-хо-хо?
И Соня отвечала, показывая картинку
------------------
Игра «Кто кого ловит» Соне понравилась. Я брала 2 мягкие игрушки и говорила, что, например: «Котёнок догоняет ёжика» или «Ёжика догоняет котёнок». В разных сочетаниях, чтобы Соня ориентировалась только на окончания. А потом прятала убегающего в коробку и спрашивала: «Кто убегал? Кто догонял? Куда спрятался Ёжик? И т.п.
Поначалу ответы были ошибочными, но после нескольких раз Соня стала отвечать совершенно правильно.
----------------
Пальчиковая гимнастика.
Сначала разгибаем пальчики по 1, затем сгибаем в кулачок.
Жили-были в домике маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
1,2,3,4,5 – стали гномики стирать.
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был, всем водичку носил.
----------------
Топаем в ритме четверостишия:
1,2,3,4, - мы считалочку учили,
Мы ботинки надевали,
Каблучками мы стучали.
Потом я отбивала каблуком ритм, а Соня должна была повторить.
Задание вызывало затруднения, удавалось повторить только простые ритмы из 2,3 притопов.